четверг, 2 апреля 2015 г.

Наша аналитика: Облачный бро...

– Я бы хотел попробовать облака. 
– С чего ты взял, что они тебе понравятся? 
– Всё вкусное всегда на самой верхней полке.

Надея Ясминска. “Бусинки и капли”

Прогнозируемый ведущими ИТ-экспертами взрывной рост облачных технологий всё никак не наступит. И тому есть веские причины.

“Основное преимущество облачных технологий заключается в сокращении издержек и повышении эффективности бизнеса” – подобную фразу как своеобразную мантру повторяют сейчас многие. Но многие ли понимают, что при этом имеется в виду? Понимают ли “на прикладном уровне”, что такое издержки вообще, в чём они измеряются, как оценивается их объём и каков алгоритм их сокращения? Знают ли, насколько повысится эффективность вашего бизнеса и, что самое главное, как на этот процесс сможет повлиять рассматриваемый вами облачный сервис?

Чтобы ответить на это вопросы, специалисту необходимо обладать целым рядом характеристик. Во-первых, быть инженером с опытом снижения или хотя бы расчёта издержек, возникающих при эксплуатации сложных систем. Во-вторых, быть бизнес-аналитиком, чтобы не только владеть информацией о существующих в организации процессах, но и понимать их связь с величиной издержек, иметь представление об уровне гибкости бизнеса. И в-третьих, быть независимым от поставщиков экспертом в области внедрения, использования и интеграции облачных сервисов.

Содержать в штате компании такого специалиста практически невозможно уже только потому, что сотрудника с подобными характеристиками в одном лице попросту не найти. Но современный ИТ-рынок не терпит пустоты. Именно в процессе её заполнения и возникают порой абсолютно новые виды услуг. И в данном случае это услуги компании – облачного брокера.

По определению Gartner, облачный брокер – это компания или иное юридическое лицо, которое создает добавочную ценность для одного или нескольких частных либо публичных облачных сервисов в интересах пользователя или пользователей данных сервисов посредством предоставления трёх основных видов услуг: агрегации, интеграции и кастомизации.

Как и любой брокер, это некий посредник. Но какую добавочную ценность он создает, да и вообще, зачем он нужен?

Клиент рассуждает так: “Если это брокер, то он должен знать, как приобрести что-либо по минимально возможной цене.” И определенная доля истины в этих словах есть, но не только это является задачей облачного брокера.

Можно приобрести облачный сервис и напрямую, у сервис-провайдера. На текущий момент на рынке существует достаточное количество предложений облачных сервисов для решения самых разнообразных задач. Но предлагая их, провайдеры просто не в состоянии учесть все специфические особенности конкретного бизнеса. Да и вообще, на всё возрастающем рынке облачных услуг неискушенному пользователю разобраться достаточно сложно.

В результате зачастую возникает ситуация, когда приобретаемый сервис либо перегружен излишними функциями (и, соответственно, сложен в освоении), либо наоборот, не содержит необходимого функционала, а поставщик не намерен дорабатывать его “под одну компанию из тысячи”. К тому же, данный сервис нередко оказывается так называемой “вещью в себе”, и совершенно непонятно, как можно наладить обмен данными между ним и давно используемой на предприятии программой N.

Существует ещё, по крайней мере, пять проблем, которые возникают у организаций в процессе использования облачных сервисов:
  1. Недостаточный контроль за действиями пользователей, и, как следствие, повышенный риск утечки конфиденциальной информации.
  2. Отсутствие планов архивации и восстановления данных, что значительно повышает риск возникновения перебоев в работе компании в случае выхода сервиса из строя.
  3. Переплата за неиспользуемые облачные ресурсы, например, за дисковое пространство, в тех нередких случаях, когда ресурсы покупаются “с запасом”, с поправкой на рост компании.
  4. Несоответствие облачных сервисов отраслевым стандартам или законодательным актам, например в медицинских, финансовых и государственных учреждениях, в тех случаях, когда сначала покупаются сервисы, а потом выясняется, что они, к примеру, не соответствуют 152-му ФЗ РФ.
  5. Недостаточно продуманная стратегия использования облачных сервисов, что выражается в общем увеличении издержек и накладных расходов после перехода “в облака”.

Вот здесь и приходит на выручку облачный брокер. Он не привязан к услугам конкретного провайдера, а следит за общей ситуацией на рынке. Основная цель облачного брокера – удовлетворение потребностей клиента исходя из его возможностей. Достижение этой цели и является той добавочной ценностью, которую облачный брокер создает для приобретаемых вами облачных сервисов, обеспечивая дополнительную выгоду и помогая решить вышеназванные проблемы:
  1. Утечка конфиденциальной информации. Облачный брокер всегда укажет на наличие потенциальных рисков, связанных с доступом к конфиденциальной информации, поможет определить роли и права различных групп пользователей, а при необходимости даже создать дополнительные интеграционные интернет-приложения, позволяющие производить обмен данными и контролировать действия пользователей облачных сервисов на различных уровнях доступа.
  2. Перебои в работе компании. Облачный брокер поможет создать планы архивации и аварийного восстановления данных с учётом всех потребностей организации, разделенных по временному критерию, а именно насущных, краткосрочных и долгосрочных.
  3. Неиспользуемые ресурсы. Динамическое увеличение или уменьшение ресурсов в зависимости от роста или сокращения компании – это одно из основных преимуществ облачных сервисов, поэтому облачный брокер всегда объяснит, почему не имеет смысла покупать ресурсы “на вырост”, поможет провести оперативное изменение используемых ресурсов в соответствии с текущими потребностями.
  4. Несоответствие стандартам. Облачный брокер проконсультирует вас по вопросам соответствия приобретаемых облачных сервисов требованиям отраслевых стандартов или законодательных актов, выберет сервис-провайдера, услуги которого в полном объёме обеспечивают данные требования.
  5. Увеличение расходов после перехода "в облака". Одной из основных причин увеличения расходов при использовании облачных сервисов, наряду с недостаточной информированностью об их ключевых возможностях и способностях к интеграции, является неготовность или нежелание руководства организации переосмыслить свои внутренние бизнес-процессы, провести полную или частичную перестройку структуры компании с учётом открывающихся перспектив. И в данном случае роль облачного брокера – инициировать данный процесс, результатом которого станет повышение эффективности использования приобретаемых облачных сервисов и общее улучшение основных показателей работы компании.

Облачные сервисы постоянно совершенствуются, появляются новые функции, вносятся изменения в механизмы обмена данными. Поэтому ещё одна из важных задач облачного брокера – не только следить за эффективным использованием лицензий уже приобретённых облачных сервисов, но и составлять дополнительные предложения, например, в связи с изменившимися бизнес-процессами вашей организации.

Согласно версии аналитиков Forrester, существуют два типа облачных брокеров. Первый – “простой брокер”, специализирующийся на оказании услуг в каком-либо одном сегменте, например, на предоставлении программного обеспечения в виде сервиса (Software as a Service, SaaS).  Второй – “полный брокер”, способный предложить услуги по всему спектру облачных решений, от удалённого доступа до полной виртуальной ИТ-инфраструктуры, и это наш выбор!



Комментарии

comments powered by HyperComments