среда, 7 января 2015 г.

Онлайн-сервисы: ONLYOFFICE™

"Без реинжиниринга информационные технологии почти не приносят результатов, а без информационных технологий реинжиниринг почти невозможен."
Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. 
"Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе" 


Занимаясь не только экспертным изучением вопросов влияния процессной модели на эффективность управления организацией, но и практической реализацией комплексного подхода к созданию интегрированных информационных систем (гибридных ИТ-решений), мы решили впредь делиться с нашими читателями своим знаниями об особенностях и функционале ИТ-инструментов, которые, с нашей точки зрения, наибольшим образом подходят для реинжиниринга бизнес-процессов в современных российских условиях. И связано это в первую очередь с тем, что российские законодательные инициативы в виде 152 и 242 ФЗ диктуют дополнительные требования, которые должны предъявляться к ИТ-инструментам.

Естественно, что возможности данных ИТ-инструментов мы будем сравнивать с возможностями интернет-сервисов экосистемы Google, которые мы уже продолжительное время успешно применяем для аналогичных задач.

И начать серию обзоров мы хотим c ONLYOFFICE™ - интернет-сервиса для групповой офисной работы от компании Ascensio System SIA. Заниматься перепостом возможностей сервиса, уже описанных на сайте компании-разработчика, наверное, нет смысла, поэтому, будем анализировать только те особенности, которые важны нам при реализации интегрированных информационных систем в рамках реинжиниринга бизнес-процессов.

Прежде всего стоит отметить, что на данный момент доступно две модели дистрибуции ONLYOFFICE:

1. SaaS (“Программное обеспечение как услуга”):
  • Помесячная или годовая оплата за пользование сервисом. 
  • Минимум знаний для настройки и использования.
  • Русскоязычный интерфейс
  • SSL-шифрование, двойное резервное копирование, гарантия конфиденциальности. 
  • Возможность приобретения и оплаты по безналичному расчету на территории РФ.
Это несомненные плюсы для использования сервиса на территории РФ, но есть все же один минус, который может оказаться достаточно серьезным препятствием для внедрения в некоторых организациях - сервис размещён (хостится) на инфраструктуре Amazon Web Services (AWS), а вот дата-центров компании Amazon на территории РФ нет. И, видимо, пока не планируется.

2. Серверное решение с открытым кодом
Плюсы:
  • Сам дистрибутив бесплатен при условии использовании по лицензии GNU AGPL v.3.
  • Есть возможность развернуть как в частном облаке, так и на локальных мощностях корпоративной сети.
  • Кросс-платформенная установка как на MS Windows Server, так и на Linux.
И связанные с ними минусы:
  • Для установки необходим опыт и знания в области администрирования вышеупомянутых операционных систем.
  • Для развёртывания на Windows-платформе потребуется лицензионная версия MS Windows Server, что естественно отразится на прямых и косвенных затратах использования информационной системы.
  • Версия под Linux появилась сравнительно недавно и ещё находится состоянии “beta”. Хотя разработчик заявляет о поддержке ОС “Debian/Ubuntu/Red Hat/Cent OS и производные”, реальное тестирование самим разработчиком, похоже, проводилось лишь на паре-тройке систем определенных версий (о чем он, кстати, и упоминает в обсуждении на форуме тех.поддержки), а т.к. пакет ONLYOFFICE в своей работе использует сторонние продукты (mono, MySQL и nginx), то возникают проблемы при установке согласно предлагаемым инструкциям как самого пакета, так и необходимых для его работы продуктов на различных версиях вышеупомянутых ОС. В итоге нам пока удалось развернуть пакет на ОС Debian 7.7, Ubuntu 14.04 и CentOS 7. 
  • Онлайн-редакторы документов не входят в решение и вскоре будут доступны как отдельная инсталляция, однако сейчас доступны в виде SaaS-сервиса.
  • Не очень отзывчивая тех. поддержка. Форум для разработчиков - с предварительной модерацией, так что оперативного ответа дождаться не просто.
Основной положительный момент ONLYOFFICE - это наличие в его составе, как и у сервисов экосистемы Google, уже готовых самодостаточных инструментов для групповой работы, а также развитых средств интеграции, а именно Интерфейса Программирования Приложений (API). Инструменты в составе ONLYOFFICE несколько отличаются от аналогичных сервисов Google, поэтому опишем их чуть подробнее.

Почтовый агрегатор:
  • Хорош тем, что изначально не привязан жестко ни к какому-либо почтовому серверу или сервису и позволяет настроить обработку почтовых сообщений из различных источников, благо привязать их сейчас к пользовательскому домену достаточно просто.
Очень не хватает:
  • отображения сообщений цепочками, связанными по определённым признаками 
  • представление папки “входящие” в виде основного тега, отметку сообщений которым можно было бы снять одной кнопкой.
  • отображение непрочитанных сообщений по каждому тегу
  • прикрепления ссылки на документ в хранилище документов ONLYOFFICE с возможностью установки прав доступа 
  • возможности пересылки файлов большего, чем 25МБ, объёма
  • более оперативной работы с тeгами
  • приложений для Android и iOS
Управление документами:
  • позволяет подключить к модулю Документы ONLYOFFICE следующие аккаунты:
    - Google Drive
    - Dropbox
    - Box
    - SharePoint
    - OneDrive / OneDrive for Business
    - Яндекс Диск
    которые отображаются в папке 'Мои документы', причем документы в них можно редактировать и сохранять файлы прямо на портале.
  • Уже реализован функционал создания и управления администратором общими папками портала.
  • Добавлять документы в хранилище можно с помощью технологии drag&drop.
Очень не хватает:
  • возможности размещать в разных папках один и тот же файл, а не его копию
  • офлайн-версии
  • стабильной работы с внешними онлайн-хранилищами
  • приложений для Android и iOS
Онлайн-редакторы документов:
  • Позволяют редактировать текстовые документы, таблицы и презентации MS и других форматов. Старые версии MS-документов, а также Open/LibreOffice, необходимо сначала сконвертировать. Документы в формате Google доступны только для просмотра. 
Очень не хватает:
  • офлайн-версии
  • стабильной работы с внешними онлайн-хранилищами
  • API для редактирования
  • приложений для Android и iOS
Календарь:
  • Плотно интегрирован с CRM-системой и системой управления проектами в составе ONLYOFFICE из коробки, что значительно отличает его от Календаря Google, где инструменты для аналогичных задач - это результат труда сторонних разработчиков. 
Очень не хватает:
  • офлайн-версии
  • более широкого функционала для создания оповещений и напоминаний
  • приложений для Android и iOS
На этом достаточно краткий обзор особенностей ONLYOFFICE позволим себе завершить. Понятно, что чем больше практического опыта построения информационных систем на его основе у нас будет, тем более подробное описание возможностей данного пакета мы сможем представить на суд общественности. А пока, если разработчики обратят внимание на пожелания и замечания пользователей, в том числе и на наши, отраженные в этом посте, то их продукт может стать очень эффективным инструментом для достижения кардинальных улучшений критических показателей эффективности организации в целом.

И в заключении хотим еще раз перечислить основные, на наш взгляд, особенности, характеризующие ONLYOFFICE как продукт на рынке ИТ-решений:
  • возможность реализации информационной системы “в облаках”, соблюдая при этом требования по обработке и хранению персональных данных в РФ 
  • наличие целого комплекса связанных между собой бизнес-инструментов, среди которых: CRM-система и система управления проектами, почтовый агрегатор, календарь, файловое хранилище и онлайн-редакторы документов с развитыми средствами интеграции под потребности и модель управления, применяемую в организации заказчика.
  • российские “корни” компании-разработчика

Комментарии

comments powered by HyperComments