четверг, 7 июня 2012 г.

Наша аналитика: Бизнес “в облаках”. Не только об ИТ (Часть IV: Personnel-ный Office)

Теперь, как и обещал в предыдущих постах, я готов вынести на суд общественности некоторые выкладки по особенностям организации работы персонала в среде облачного офиса.

Обычно, при обсуждении условий работы с успешным кандидатом на собеседовании, работодатель озвучивает определённую продолжительность рабочего дня новоявленного сотрудника. То есть время, в течение которого сотрудник в соответствии с должностной инструкцией находится на работе и выполняет трудовые обязанности.

В среднем это 8 часов в день при 5-дневной рабочей неделе. Но цифра эта, скорее, не окончательная. К тому же, она несколько разная в объёмных и финансовых характеристиках, как для работодателя, так и для сотрудника организации:
  • Для владельца компании это время, проводимое сотрудником “на работе”, которое он, как работодатель, должен оплачивать в соответствии со средним уровнем рынка, чтобы его компания была интересна и соискателям, и персоналу. Вне зависимости от того, насколько эффективно это оплаченное время сотрудником используется. Отгулы или опоздания из-за трафика по пути на работу и происшествий в личной жизни, больничные из-за увеличенного риска подхватить инфекцию - эти и другие аспекты не позволяют в полной мере получать доход от инвестиций в кадры организации.
  • Для сотрудника время, отдаваемое “нахождению на работе”, отличается от времени, обозначенном в трудовом договоре, в большую строну на то количество минут, которое он затрачивает на дорогу до офиса и обратно. А это величина не постоянная, сильно зависящая от погоды, дорожного трафика и расстояния до офиса. Сумма же получаемого ежемесячного дохода трудящегося уменьшается на ежедневные затраты на дорогу до офиса и обратно и на прочие расходы, связанные с обязательным присутствием на рабочем месте. 

Теперь перейду к рассмотрению экономических характеристик озвученных аспектов.


Если выражаться бизнес-языком - это непрямые (скрытые) затраты, возникающие при организации работы сотрудников в офисе. Они не всегда видны невооружённым глазом, но всегда добавляются к прямым расходам, которые мы рассматривали во второй части сего повествования.

Далеко не во всех офисах компаний, особенно в малом бизнесе, есть приемлемые условия для более-менее качественного питания. И уж единицы из работодателей организуют и оплачивают питание своим сотрудникам. Наиболее распространена ситуация, когда всё это ложится на плечи персонала, который должен буквально каждый новый рабочий день решать, как, где, на какую сумму и за какое время он успеет “перекусить” в обеденный перерыв, который тоже, как правило, имеет свойство “растягиваться” в зависимости от разных внешних факторов. Тем более что, чем “круче” расположение офиса, тем “круче” и стоимость “перекуса”.

Да и комфортной работу в офисе часто можно назвать лишь с большой натяжкой. Так, проблемы с отоплением (зимой) и кондиционированием (летом) далеко не всегда успешно решаются работодателями и напрямую зависят, скорее, от арендодателя помещения.

Эти факторы, в конечном итоге, отражаются на здоровье, атмосфере в коллективе и производительности труда.

Также можно добавить несколько слов про отсутствие мотивации при оплате за сам процесс работы, а не за результат, про занятие сотрудниками на работе личными делами, общением в социальных сетях, созданием видимости работы, а также про максимальное затягивание выполнения задания, чтобы не получить следующее, которое рассматривается уже как “переработка за те же деньги”. Отсюда вытекает инертность и безынициативность, незаинтересованность в повышении качества выполнения работы, в дополнительном обучении.

Так какие же преимущества можно получить при организации офиса в облаках?

Начнём с того, что “опоздать” на работу здесь значительно сложнее, т.к. сотрудник сам выбирает наиболее доступное рабочее место. При этом многие факторы, влияющие на время прибытия к данному месту, в данном случае, попросту отсутствуют.

Конечно, могут быть проблемы с доступом в интернет, но в большинстве случаев можно задействовать резервный канал, да и цена интернета для физ.лиц значительно ниже таковой в офисе.

Что же касается организации питания, то в случае удалённой работы эта проблема снова полностью ложится на персонал, однако в данной ситуации вопросы “куда пойти” и “где достать еду” человек, если и задает себе, то гораздо реже.

А вот создание необходимого комфорта на рабочем месте является теперь исключительно заботой конкретного сотрудника. Но и здесь есть свои плюсы, так как он может обеспечить себе индивидуальные, подходящие именно для него условия, что, например, работая дома, сделать гораздо проще и выгоднее, так как в этом случае они
напрямую связаны с комфортом для проживания. Тоже самое можно сказать про выбор и содержание компьютерного оборудования.

В итоге стоит добавить, что при оплате труда за результат рабочее время сотрудника полностью посвящено достижению этого самого результата.

Конечно, работодатель может установить некоторые нормы, связанные как с количеством выполненных задач, так и со временем присутствия в сети (например, в случае предоставления онлайн-услуг или консультаций), но при этом он же может создать и некую систему поощрений за перевыполнение или более качественное выполнение этих норм, за предоставление более квалифицированных консультаций, как это, к примеру, происходит у специалистов телефонной службы поддержки, и т.п.

На этом своё “краткое” повествование я завершу, но заниматься изучением вопросов организации офиса в облаках не брошу. Потому что он хороший! :) Изучить и проанализировать предстоит ещё достаточно много. Результатами чего планирую поделиться в будущем. А обсуждать готов уже сейчас.

Комментарии

comments powered by HyperComments