вторник, 24 мая 2011 г.

Наша аналитика: Современное образование и ИТ бизнес. Пока в воду не попадешь, плавать не научишься.

Мне, как менеджеру компании, более 10 лет работающему на Российском ИТ рынке, в том числе на ниве оказания аутсорсинговых услуг, приходится сталкиваться с вопросами подбора персонала для своей компании. В последнее время меня всё чаще стала тревожить проблема уровня квалификации и мотивации в области ИТ у соискателей, претендующих на ту или иную вакантную должность.

Я не хочу сейчас касаться уровня компенсации и социальных гарантий, предлагаемых работодателем специалисту, оправданных или не оправданных требований и ожиданий соискателя от работодателя и его компании.

Все эти вопросы довольно часто обсуждаются на HR-ресурсах или в HR-сообществах.
Хочется скорее поделиться своими наблюдениями и видением, относительно взращивания персонала для нужд своей компании из молодых специалистов, выпускаемых профильными средними и высшими учебными заведениями.
На данный момент существуют группы соискателей и работодателей, очень заинтересованные друг в друге, но предъявляемые каждой стороной требования, не совсем вписывающиеся в реалии сегодняшнего рынка, сводят на нет все прилагаемые усилия для плодотворного сотрудничества.

Есть ещё одно звено в этой цепочке, во взаимодействии с которым, теоретически, должны быть заинтересованы и те и другие - это средние и высшие учебные заведения профобразования:

Работодатель готов вкладывать деньги, в большинстве случаев, только в специалиста, который во время или сразу по истечении испытательного срока, существенно увеличит КПД того отдела, в коллектив которого он влился.

В первую очередь, это связано с тем, что работник организации - это не только размер заработной платы, выдаваемой ему на руки. Это ещё налоги и соцпакет, размер которых стремится догнать по размеру заработную плату и существенно увеличивает расходную часть бюджета компании.

Работодатель и рад бы дать возможность молодому, перспективному поколению стажироваться у себя на предприятии, предоставить возможность вырасти в специалиста под конкретные нужды, но только если он сможет ощутить и получить от этого экономическую выгоду. И лучше сейчас, а не потом.

Кроме этого для молодого поколения нужно выделять наставников, менторов, которые помогут им адаптироваться на рабочем месте, влиться в коллектив и быстрее усвоить специфику работы в компании. Однако, много ли сотрудников компаний с энтузиазмом возьмутся помогать молодым специалистам на фоне постоянных требований от руководства повысить собственные результаты? Ведь премии тогда можно и не увидеть.

Не буду утверждать, что ситуация такова во всех Российских компаниях, но в большинстве - это именно так. Говоря о большинстве, не подразумеваю компании с огромными бюджетами и государственными дотациями.

По результатам исследований аналитического центра GlobalCIO 75 крупнейших компаний России имеют ИТ-бюджет более 400 млн. долл.

Соискатель, в свою очередь, ожидает от работодателя хорошей, по его меркам, заработной платы, солидного соцпакета и громкого имени компании в которой он работает. Но таких предложений среди вакансий на всех соискателей не хватает. Особенно если соискатель молодой дипломированный специалист, недавно покинувший свою альма матер. Пока что без идей, без опыта применения своих знаний относительно своего видения вопроса. И мыкается он, бедный, по разным компаниям, пытаясь найти в них воплощение работы своей мечты.

Учебные заведения всячески стараются способствовать подготовке профессионалов для ИТ рынка. Отличная техническая база, соответствующая современным тенденциям развития ИТ технологий. Квалифицированные преподаватели, помощь лидеров ИТ индустрии в организации учебного процесса...

Но, как-то не очень у них получается организовать вливание широкого потока специалистов, очень нуждающихся в работе с перспективами дальнейшего развития и роста, в структуры работодателей, которые так нуждаются в активных молодых профессионалах с новыми идеями и свежим подходом к организации процесса развития ИТ индустрии.

Существуют несколько сложностей, которые, с моей точки зрения, мешают взаимовыгодному функционированию этих трёх сторон:

  • Знания, которые преподаются студентам в учебных заведениях, являются, в большинстве своём, теоретическими. Иногда скучными и нудными, но они студентами так и воспринимаются - как знания оторванные от реальной возможности практического применения. Может это связано с тем, что преподаватели в основном теоретики, не от “станка”? Возможно они когда-то и у него стояли, но это было достаточно давно. 
  • Студенты только-только делают первые шаги во взрослой жизни. И сухая подача учебного материала не способствует возникновению интереса к знаниям, которые необходимо будет применять в работе, занимающей основную часть времени жизни взрослого человека. А жизнь, как известно - игра. Если подавать материал в игровом ключе, может это будет способствовать эффективному восприятию студентами серьезных знаний, и сделает скучный процесс увлекательным занятием?
  • Возможность проверить полученные знания на практике сейчас, а не когда-то в будущем, тоже является мощным стимулом для поддержания интереса студентов к изучаемым дисциплинам.
Все вышеперечисленные причины дают повод для раздумий всём трём сторонам, участвующих в данном процессе, с возможностью реализации их на практике.

Как обычно, хотелось бы перейти от слов к делу. А именно: к примеру, реализуемому сейчас на практике:

На факультете информационных технологий одного из государственных колледжей города Москвы, стояла задача выбора и использования средства групповой работы с внутренними документами заведения и разграничения прав доступа в шести зданиях колледжа. Было просмотрено достаточно много коммерческих продуктов, для выполнения данной задачи. Но после некоторого анализа, приняли решение использовать Google Apps для учебных заведений. Причём к процессу интеграции данных облачных сервисов, были привлечены студенты последних курсов. Которые, хочу обратить ваше внимание, с успехом справились с поставленной задачей собственными силами. Кроме этого, студенты получили возможность создания интранет-сайтов для собственных групп, где публиковались материалы, тесно связанные как с учебным процессом и жизнью группы, в которой они обучаются, так и всего колледжа в целом. Расписание занятий, экзаменов, дополнительные материалы, фото и видео, блоги и статьи. Всё это с возможностью доступа из любого места и устройства, где есть интернет.

Это из моего личного опыта. Интересно узнать, какие у читателей существуют мнения по этому поводу, и рассмотреть жизненные примеры.

Комментарии

comments powered by HyperComments