четверг, 19 мая 2011 г.

Наша аналитика: Облака, о бизнесе малом замолвите слово?

Когда произносишь “Российский ИТ бизнес”, чаще всего в голову приходят следующие ассоциации: огромные бюджеты, высокотехнологичные проекты, серьёзные инвестиции, истории успеха на страницах популярных бизнес и ИТ-изданий... Всё для, и вокруг крупных компаний с известными на всю Россию именами: Сбербанк, РЖД, Газпром, Роскосмос, Роснефть и иже с ними.

Без преувеличения, практически каждой ИТ компанией России прилагаются огромные усилия, чтобы заполучить эти корпорации и компании в список своих клиентов. Постоянных, или разовых - не важно. Главное - строчка в разделе “Наши клиенты” на сайте, в профиле компании или в портфолио. Сколько сил положено специалистами по тендерам, менеджерами по продуктам и аккаунт-менеджерами на достижение великой цели: “присесть” на освоение серьёзных бюджетов или госинвестиций.


А между тем, по данным Национального Института Системных Исследований Проблем Предпринимательства, по состоянию на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, и это данные без учёта индивидуальных предпринимателей и микропредприятий (ввиду отсутствия полных статистических данных за рассматриваемый временной период). Общий объем оборота МП в Российской Федерации в 2010 году составил 10 247,0 млрд. рублей.

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в РФ в 2010 г. составила 5 575,2 тыс. человек.

И это -существенная часть экономики России, проблемам которой уделяется не очень большое внимание, а в области информационных технологий - тем более.

Наряду с основными проблемами МП, такими как:
  • Недоступное кредитование,
  • Большое кол-во административных барьеров,
  • Высокая налоговая нагрузка,
  • Запретительный уровень цен на аренду,
  • Высокая цена рабочей силы,
существует и другая: низкая эффективность при создании и использовании ИТ-инфраструктуры.
Здесь, как мне кажется, стоит отметить, прежде всего, тот факт, что множество малых предприятий в провинции практически не внедряют новые технологии, если и внедряют, то эффективность их использования под большим вопросом. В Москве и крупных городах ситуация лучше, но ещё далека от идеальной.

Собственно возникает вопрос, что мешает микро, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям использовать современные средства для построения эффективной ИТ-инфраструктуры? Вроде у большинства вендоров существуют предложения для рынка SMB, есть продукты и решения.

Есть-то есть, но … Это большое “НО”: одна из основных причин - ограниченный размер ИТ-бюджета компании или предпринимателя. И его размер таков вовсе не из-за того, что владелец бизнеса жаден и хочет только личного обогащения. Небольшие предприятия - небольшие обороты. Зарплаты, налоги, аренда офиса и т.д. Свободных средств остаётся совсем немного, если вообще остаётся. Тех средств, которые можно было бы вложить в модернизацию и создание ИТ-инфраструктуры. Стоимость которой, в свою очередь при стандартной ее реализации, обычно существенна по первоначальным затратам и затратам на дальнейшее обслуживание.

Глядите, что получается:

* Размер бюджета накладывает ограничения на содержание собственного ИТ отдела или ИТ специалиста, который в большинстве своём должен быть ИТ профессионалом в разных областях.
Частенько обязанности такого специалиста выполняют:
  1. Студент: знакомый дочери двоюродного брата, за небольшое вознаграждение, с посещением по звонку.
  2. Постоянный или приходящий, вроде как, сисадмин, не всегда обладающий должной квалификацией, который не всегда поставит в известность или задумается о таких вопросах, как снижение ТСО (совокупной стоимости владения) и минимизации ИТ рисков. Ибо считает, что за такие деньги и так много работает
  3. Услуги аутсорсинг-компании. Сейчас тоже достаточно распространённый способ обслуживания ИТ-инфраструктуры компании. Хотя возникает вопрос: а кто, в таком случае, сможет правильно оценить эффективность работы наёмной компании? Всегда ли лица, принимающие решения, способны на это собственными силами?
* Размер бюджета накладывает ограничения на использование эффективных и производительных аппаратных и программных средств для построения или модернизации своей ИТ-инфраструктуры.
Системы резервного копирования, лицензионное ПО, файловые сервера, сетевые хранилища. Компании какого размера и оборота могут это себе позволить? Каков процент таких компаний на рынке? Все помнят, что мы говорим о малом бизнесе?

* Размер бюджета накладывает ограничения на использования услуг стороннего ИТ консультанта, ИТ аудитора. Обычно этими специалистами выступают:
  1. Приходящий или постоянный сисадмин.
  2. Консультант-продавец (aka менеджер по продажам) компании-поставщика ИТ, или компании-аутсорсера.
  3. Сын одноклассника: студент-заочник.
Но всегда ли они обладают достаточной квалификацией? Может, скорее заинтересованы получить деньги, продав товар или дополнительные услуги?

* Размер бюджета сильно накладывает ограничения на интерес к задачам, стоящим перед МП, у участников ИТ рынка - поставщиков товаров и услуг. Вплоть до полного его отсутствия.

“Что делать и как быть?” - вопрос, естественным образом возникающий в данной ситуации. Ответом на него напрашиваются слова, которые приписывают Эйнштейну - “Делайте как можно проще, но не проще простого”.

Первое: постараться найти независимого ИТ консультанта, ИТ аудитора, который должен стать для компании таким же специалистом, как семейный психоаналитик, только в области ИТ. Согласен, задача не из простых, но решаемая.
Второе: принимая решения по схеме построения ИТ-инфраструктуры и приобретению программных, аппаратных средств и услуг всегда стоит рассматривать несколько альтернативных предложений и различных способов реализации.
Третье: считать и пересчитывать деньги, планируемые к затратам на реализуемый проект, принадлежащие компании.
Четвёртое: всегда использовать возможность тестирования сервис, ПО и решения, планируемого к применению
Пятое: Не усложнять реализуемый проект. Чем меньше компонентов, тем меньше вероятность отказа одного из них.

Реально это, или нет? В смысле: теория это хорошо, но практика тоже важна, особенно в подходе к реализации проектов для SMB, которые пока не готовы тратить деньги на независимого ИТ консультанта. Да и специалистов такого уровня для этого рынка в России, чистых консультантов, которые зарабатывают исключительно на консалтинге, а не продаже решений, товаров и услуг, совсем немного.

Вот практически реализуемый пример модернизации ИТ-инфраструктуры компании-микропредприятия с использованием различных сервисов и продуктов, в том числе и в “облаках”:

Дано:
Клининговая компания, состав: 9 офисных сотрудников.
10 компьютеров
1 МФУ + 1 принтер
Одноранговая локальная сеть.
Доступ в интернет.

Задача:
Создать инфраструктуру с возможностями групповой работы. Почтовый сервер. Телефония. Программа бухгалтерского учёта. Необходимый комплект ПО.

Реализация:
  • Файловый сервер - 1 NAS (сетевое хранилище) на одном настольном компьютере с двумя HDD, смонтированными в программный RAID-массив 1-уровня, но основе FreeNAS (бесплатная ОС для NAS на FreeBSD). Разграничение прав доступа, доступ по FTP. Грузится с промышленного USB-флеш диска. Для хранения резервных копий и как файловое хранилище. - стоимость реализации с использованием существующего компьютера ~ 3000 рублей
  • Лицензионное ПО Microsoft Windows - стоимость, в зависимости от первоначальных условий и количества лицензируемых компьютеров от ~ 6000 руб. Win7Pro 32-bit/x64 Russian Legalization
  • Программа бухгалтерского учёта - 1С 8.2 БухгалтерияПроф - облачный сервис, защищённый доступ, 1 пользователь. Обновление платформы силами специалистов сервис-провайдера бесплатно по мере выхода обновлений. Обновление конфигураций для самостоятельной установки. Резервное копирование: Период 24 часа, глубина 14 копий. Доступ с любого компьютера с доступом в интернет - 990 руб. в месяц.
  • Телефония - Виртуальная АТС - Московский телефонный номер. Безлимитный трафик звонков и переадресации на соединения с местными и мобильными номерами московского региона, 600 минут соединений и переадресации с использованием SIP, 5 одновременных соединений, голосовая почта и приём факсов) - Подключение 500 рублей. Абонентская плата 950 рублей в месяц. Доступ к административной консоли через интернет.
  • Почтовый сервер - Google Apps - на домене компании.Службы обмена сообщениями. - Gmail и Календарь Google. GTalk.
    Приложения для совместной работы. - Документы Google и Сайты Google.
    Дополнительные приложения. - Blogger, AdWords, Reader и другие.
    7 ГБ дискового пространства для каждого пользователя. Внешний интернет-сайт, и внутренний сайт компании реализован на Google Sites. Доступ с любого устройства (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон) где есть доступ в интернет.
    До 50 аккаунтов в домене - бесплатно!
  • Антивирусное ПО - Microsoft Security Essential - 9 лицензий, по лицензионному соглашению до 10 пользователей бесплатно!
  • Архиватор - 7zip - по лицензионному соглашению бесплатно!
  • Офисный пакет для компьютеров - OpenOffice.org 3.2.1 - бесплатно!
Cтоимость первоначальных вложений по модернизации инфраструктуры- от ~ 9500 руб.
Стоимость использования ИТ-инфраструктуры в данной конфигурации - 1940 руб. + стоимость домена в месяц. Затраты на доступ в интернет не включены в расчёты, в связи с тем, что сотрудники могут работать удалённо, в том числе из дома, что существенно снижает стоимость.

Исходя из того, что доступ к инфраструктуре осуществлять можно с любого компьютера, где есть интернет, необходимость личного присутствия сотрудников в офисе отпадает. Сотрудники могут работать удалённо, даже не находясь в одном городе. Как высший пилотаж, можно отказаться от аренды офиса как такового.

Стоимость обслуживания этой ИТ-инфраструктуры аутсорсинг-компанией будет зависеть от выбранного тарифа и графика обслуживания.

Сейчас количество продуктов и услуг на ИТ рынке настолько велико, что построить или модернизировать ИТ-инфраструктуру компании с небольшими затратами РЕАЛЬНО, нужно только подойти к вопросу творчески.

Комментарии

comments powered by HyperComments